Чтобы помнили. О священномученике Павле Малиновском



Собрать сведения о священномученике Павле Малиновском, служившим в селе Усть-Вымь, было непросто. Немного о святом смог рассказать его внук, Евгений Павлович Малиновский, пре­по­да­ва­тель ис­то­рии одной из школ Сыкты­в­кара, объяснив это тем, что: «Мама не рас­ска­зы­вала мне, кем был мой дед». Каково же было мое удивление, когда, побывав на месте трудов батюшки – в старинном селе Усть-Вымь (Республика Коми), мы только в одном из залов сельского историко-этнографического музея обнаружили краткую биографию священномученика Павла Малиновского да несколько семейных фото.  


Факты биографии

Так, мы узнали, что родился будущий священник 15 ян­ва­­ря 1874 года в селе Ше­лота Вельского уезда Вологодской губернии в семье диакона Троицкой церкви Василия Пет­ровича. В 1894 году Павел Малиновский око­­­н­чил Волого­д­скую ду­хо­вную семинарию со зва­нием студента. 
Устьсысольское духовное училище.
13 декабря 1894 года был наз­начен на должность надзирателя Ус­ть­­­-Сысольского духов­но­го училища, на которой сос­­­тоял до 31 декабря 1897 года. Ре­зо­люцией Преосвя­щен­ного Алексия, епи­скопа Воло­годского и Тоте­м­ско­го, оп­ре­делён на дол­ж­ность свя­щенника к Бла­го­вещенской церкви села Усть-Вымь Яре­нского уезда Вологодской губернии.


Усть-Вымь

Небольшое село Усть-Вымь  располагается в 72 километрах от Сыктывкара на слиянии двух рек Выми и Вычегды. Населенный пункт  представляет собой уникальный музей под открытым небом. Здесь, на усть-вымских холмах, звучала проповедь святого Стефана и было разрушено им языческое капище – «прокудливая береза», которой поклонялись местные жители. Здесь же состоялся духовный поединок Стефана с верховным жрецом Памом. 
Михайло-Архангельский  мужской монастырь села Усть-Вымь.
В Усть-Выми в 1383 году была создана первая Пермская епархия, а Стефан стал ее епископом, получив титул Стефана Пермского. На месте древнего капища был основан Михайло-Архангельский мужской монастырь, отметивший в этом году 20-летие своего возрождения.  До наших дней в Усть-Выми  сохранился храмовый ансамбль XVIII века, но Благовещенский храм, где служил священномученик Павел Малиновский, был взорван в годы гонения на Церковь.

Благовещенская церковь

Благовещенский храм (слева). Фото историко-этнографического музея с. Усть-Вымь.


Сегодня в историко-этнографическом музее села Усть-Вымь хранится фрагмент кладки цокольной части придела Всех святых Благовещенского храма и  плитка, которой был обложен пол церкви.
Фрагмент кладки цокольной части придела Всех святых Благовещенского храма в экспозиции историко-этнографического музея.

- Все находки обнаружили в 1995 году в ходе раскопок студенты Сыктывкарского госуниверситета, - рассказала заведующая музеем Татьяна Беляева.
В моем архиве хранится воспоминание сельской учительницы, рассказавшей о том, как не спеша батюшка Павел поднимался на высокий холм, где стоял храм. 
Вид с холма, где стоял Благовещенский храм, на дом отца Павла Малиновского.
Но только побывав в Усть-Выми, увидела, что настолько это было сложно. Дом священномученика Павла, стоящий у основания возвышенности, с холма казался маленьким игрушечным строением. Поэтому, чтобы разглядеть его поближе, просим Татьяну Беляеву проводить нас к дому святого.

Дом святого

Дом священномученика Павла Малиновского в Усть-Выми.

Подойти близко к дому священномученика Павла не удалось – перед нами расстилалось глубокое снежное море, преграждающее путь к ветхой избе с заколоченными окнами.
- В доме отца Павла располагался сельсовет, потом  здание использовалось под общежитие. Сегодня хотя строение и продано частному лицу, но в настоящее время, как видите,  пустует. Душа болит, конечно, ведь можно было бы отремонтировать дом святого Павла Малиновского и открыть его для посещения паломников и туристов, приезжающим в старинное село Коми со всей России, - наболевшим с нами поделилась Татьяна Сергеевна.

Семья

Супруги Малиновские с сыновьями.
Глядя на пустующий дом священномученика, с трудом верилось, что некогда здесь проживала огромная семья. Ведь у отца Павла и его супруги, матушки Афанасии, было 13 детей. Как мне рассказывал внук священномученика Павла Малиновского, Евгений Малиновский, отец Павел был строг, требо­вателен, но к дочерям относился мягче, строже к сыновьям. Хотел ви­деть их са­мостоятельными, поря­доч­ными, об­ра­­зо­ван­ны­ми.
Отец Павел Малиновский с детьми.
Впоследствии  все обязанности по воспитанию детей и веде­нию хозяйства легли на плечи отца Павла: после рождения 13 ре­бенка матушка Афанасия умерла. Часто болея в своей земной жиз­ни, супруга отца Павла часто ездила по монастырям, подкрепляя себя мо­литвой у святынь...
Дом матушки Афанасии и первая церковно-приходская школа села Усть-Вымь.
Сохранился и дом матушки Афанасии.  Сегодня это полуразрушенная коми изба, от дома Павла Малиновского которую отделяет лишь тропочка. Невольно подумала о том, что два ветхих строения являются безмолвными памятниками супругам Малиновским…
Дом матушки Афанасии войдет еще в историю села Усть-Вымь как здание  первой церковно-приходской школы, открывшейся здесь в  1861 году.

Законоучитель

- А отец Павел Малиновский тоже здесь преподавал? - интересуюсь у Татьяны Сергеевны, памятуя о том, что батюшка Павел состоял законоучителями Усть-Вымской двухклас­сной мужской церковно-приходской школы, а также являлся заведующим Усть-Вымской жен­с­кой церковно-приходской школы.
Церковно-приходская школа, где преподавал священномученик Павел Малиновский. Фото музея села Усть-Вымь.
- Нет, отец Павел Малиновский преподавал в церковно-приходской школе, построенной в 1903 году. Здание это до наших дней не сохранилось. Поэтому увидеть его можно только на фото в нашем музее.
Как выяснилось, после закрытия в 1917 году церковно-приходской школы здесь располагался Народный дом, но в 60-е годы здание сгорело.
После всего увиденного – дом священномученика Павла, фрагменты храма, где служил святой, церковно-приходская школа, где преподавал отец Павел,  справедливо возникал вопрос, почему же так мало сведений сохранилось о священномученике Павле Малиновском?

Страх, переживший десятилетия

Один из ответов нахожу в исследовании, посвященном священномученику Павлу Малиновскому, проведенному бывшей жительницей Усть-Выми, выпускницей Санкт-Петербургского университета МВД России Надеждой Мацаковой. Заинтересовавшись судьбой батюшки, Надя еще в годы учебы в усть-вымской школе стала записывать воспоминания  о нем старожилов: «Сначала рассказывали с опаской, неоднократно напоминая, чтобы я, где-то случайно не написала в своей работе ту или иную фамилию. Люди боялись даже в наши дни. В некоторых домах все еще висели портреты Ленина и Сталина в деревянных рамках…»[1]
Заведующая музеем села Усть-Вымь Татьяна Беляева.
Другое объяснение дает заведующая сельским музеем Татьяна Беляева: «Все дети Малиновских, которые могли бы подробно рассказать о произошедших в их семье событиях, до начала репрессий были уже взрослыми и проживали в разных городах России».
Дочери отца Павла Малиновского,
Нина и Александра.
Однако попытку что-либо узнать об исчезнувшем в 1937 году отце предпринимала дочь священномученика Павла Малиновского, Нина. Об этом мне рассказал внук святого, Евгений Малиновский. Нина побывала в Усть-Выми. По дороге с ней произошло событие, которое навсегда осталось в памяти дочери священника. В ожидании парохода девушка прогу­ливалась по пристани, вдруг незна­комый сильно подвыпивший мужчина стал оскорблять де­вушку, кричать на всю пристань, что вот дочь врага наро­да. Нина сжалась вся, видя, что вни­­мание толпы при­ковано сейчас к ней. Никто не заметил, как подошел па­роход и пьяный, стояв­ший на краю при­стани, осекшись на пос­леднем сло­ве, не удер­жал­ся и упал в мутные воды северной холодной реки, не издав ни звука и больше не выплыв. Сос­тояние оцепенения ох­ва­тило всех при­сутствующих, никто не проронил ни сло­ва, а де­вушка благо­получно доб­ралась до места назна­чения, но при­ехала она в пустой дом...[2]

По воспоминаниям старожилов

Восстановить подробности жизни священномученика Павла, оставшиеся неизвестными для его родных, удается благодаря исследовательской работе Надежды Мацаковой.
В 1933 году Благовещенскую церковь в Усть-Выми закрывают, и батюшка Павел служит в Свято-Казанской церкви села Ыб, расположенного в семи километрах от Усть-Выми.
- Мне очень повезло, что когда я начала работу по сбору сведений о священномученике Павле Малиновском, еще были живы люди, которые помнили те времена, - рассказала Надежда во время нашего общения по скайпу, так как в настоящее время моя собеседница  проживает в Австрии.  
Село Ыб.
Так, из беседы со старожилом села Ыб  Алексеем Ардальоновичем Кызьюровым Надежде Мацаковой  удалось выяснить, что отец Павел служил в Свято-Казанской церкви только два года, потом власти закрыли и ее. Переживала вся деревня, но с властями бороться было бесполезно. Люди боялись всего и всех. Не знали, что их ожидает в будущем. Даже в глубинке очень серьезно велась антицерковная политика. Нередко обыскивались дома, и за обнаружение иконы или крестика виновных наказывали. Однако люди шли к священнику, и он никому не отказывал[3].
Отец Павел Малиновский.
После закрытия в июне 1935 года ыбской Свято-Казанской церкви отец Павел занимался крестьянским хозяйством.

Дело № 6058

Несколько раз батюшка привлекался к ответственности: в 1921 году за то, что не сдавал церковные ценности. В 1936 году - по статье 192 УК РСФСР, но был оправдан по суду.
Арестовали отца Павла Малиновского 6 августа 1937 года, содержался он в Сыктывкарской тюрьме[4].
Здание бывшей внутренней тюрьмы ОГПУ НКВД в Сыктывкаре.
Жизнь отца Павла после ареста оборвалась очень быстро. 25 августа 1937 года свя­щен­ника расстреляли. Как прохо­ди­ли эти последние дни жизни отца Павла Малиновского? Между 6 и 25 августа толь­ко сухая хро­ника доп­росов, ознакомиться с копиями которых я смогла в Сыктывкарской и Коми зырянской епархии: «Виновным себя в том, что я вёл контр­революционную агитацию не при­знаю, о перемене вла­сти я никому ничего не говорил, так же о срыве хоз-полит­меро­при­ятий. В Николин день 1937 г. в д.Ты­доре Оквадского с/с в до­ме Один­цова Алексея Ильича я встречался с Под­о­ровым Ти­хо­ном, он показывал мне книгу, но какую - не знаю, говорил про­­ро­чество, но я уже не помню о чём. О перемене власти, вы­бо­рах в советы - я не припо­минаю такого разговора. В этом я его не под­держивал. Я не гово­рил, что скоро советский порядок из­ме­нится и не призывал женщин выгнать мили­цио­нера в 1930-х гг. О том, что я говорил в 1926-27 гг. в церкви, что в школах детей ра­з­вращают, делают безбо­жни­ками, не надо записывать в пио­не­ры и т.д., призывал не слушать коммунистов и бороться с ними, при­помнить не могу», - читаю материалы дела  № 6058 [5].
То что следователям удалось добиться от священномученика Павла Малиновского признание своей вины исследовательницу Надежду Мацакову не удивляет: «Следователи УНКВД выбивали признание из любого арестованного. А здесь перед ними оказался 63–летний инвалид II группы отец Павел Малиновский».
Внутренний двор  бывшей  тюрьмы ОГПУ.
Другое объяснение пытаюсь найти, отправившись к зданию бывшей внутренней тюрьмы ОГПУ в Сыктывкаре, где допрашивали священномученика Павла. Оно до сих пор навевает ужас, а тогда в 1937-38 годах считалось самой страшной тюрьмой Сыктывкара. Печальная история связана и с внутренним двориком тюрьмы. Его расположение - ниже уровня земли, делали неслышными звучащие здесь иногда выстрелы, обрывавшие жизни узников.

Постановили: «Расстрелять!»

Поклонный крест, установленный недалеко от места расстрелов христианских мучеников.
Обвинительное заключение по делу отца Павла Ма­ли­нов­ско­го, написанное рукой следователя,  запе­чатлело для нас последние мгновения земной жизни ба­тюшки и стало свидетельством его подвига: «След­стви­ем ус­та­­но­влено, что  Ма­линовский П.В., быв­ший про­тоиерей, ярый тихо­новец, си­сте­мати­чески вёл кон­тррево­люцион­ную деяте­льность за открытие цер­кви в д.Казан­ский, Иб, писал единолично заявления об этом.  В июле месяце в доме Вы­борова Герасима Васильевича вёл аги­тацию о пред­полагаемом перево­роте, при­ближении войны. В 1933 г. в с. Ок­вад вёл агитацию о развале кол­хозов. В 1927 г. в цер­кви с.Усть-Вымь вёл аги­тацию, в проповедях призывал веру­ю­­щих не слушать ком­мунистов, бо­ро­ться против них, не пускать де­тей в школу и записываться в пионеры, го­во­ря, что скоро власть пе­ременится… Хранил у се­бя документы кон­т­р­ре­во­люционного характера о голо­де в стра­­­не. Имел связь с активным сек­та­нтом Подоровым Тихо­ном и священником Потеминским, вели разговоры о выбо­рах попов в Советы…»[6] - продолжаю изучение дела № 6058.
В конце аккуратно была подшита выписка из протокола заседания Тройки УНКВД Коми АССР с постановлением: «Расстрелять!» Расстрелян отец Павел Малиновский, по предположению Надежды Мацаковой, был в местечке Верхний Чов.

Верхний Чов

Вместе с настоятелем храма Рождества Христова поселка Нижний Чов, протоиереем  Александром Никитенко, и протоиереем Борисом Прокофьевым  мы отправляемся вглубь верхнечовского леса, на место предполагаемого расстрела священномученика Павла Малиновского. 
Протоиерей Александр Никитенко.
Чтобы добраться туда пришлось взять напрокат охотничьи лыжи. Если бы не понимание того, что за место мы собираемся посетить, то можно было подумать, что это просто зимняя прогулка: мимо нас то и дело проносились лыжники и слышался звонкий детский смех. Но вдруг однообразный пейзаж северной природы изменился, вековые сосны и ели словно расступились и мы увидели «остров»,  поросший мелким лесом.
Лес, выросший на братских могилах убиенных в годы репрессий.
- Вот это и есть то самое место, - указывает отец Александр на «остров», где во время строительства дороги Сыктывкар-Эжва и были обнаружены человеческие останки. Летом здесь еще можно будет увидеть безымянные кресты, столбики  и глубокие ямы – это дорожные строители брали лесной песок для отсыпания новой дороги и обнаружили место захоронений убиенных в годы репрессий.
Крест на месте расстрелов в лесу Верхнего Чова.
Кроме этого, сохранилось свидетельство супруги расстрелянного в лесу Верхнего Чова священника Александра Тюрнина, которая стала невольным свидетелем расправы над  мужем и после этого матушка поселилась рядом с верхнечовским лесом.  Десять лет назад священник Александр Никитенко установил здесь крест. Молча стоим у святыни, с молитвой  обращаясь к упокоенным здесь христианским мученикам.  В завершение нашего «крестного хода»  делаю подробный фотоотчет для музея села Усть-Вымь, чтобы знали, чтобы священномученика Павла Малиновского помнили!
Наталья Прокофьева.




[1] Мацакова Н.А. Расстрелян за веру и правду// Права человека: история и современность: Сб. статей студентов и аспирантов. Санкт-Петербург, 2009. С. 11.
[2] Прокофьева Н.Н. Жизнеописания новомучеников, в земле коми просиявших. Сыктывкар, 2007. С. 18.
[3] Мацакова Н.А. Расстрелян за веру и правду// Права человека: история и современность: Сб. статей студентов и аспирантов. Санкт-Петербург, 2009. С. 15.
[4] Рогачев М.Б. Репрессированное православное духовенство и монашество Коми края. Сыктывкар, 2005. С. 52.
[5] Архив УФСБ РФ по РК. КП 6058.
[6] Архив УФСБ РФ по РК. КП 6058.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Поселок закрыли. Про людей забыли

Русский Север: Кемъяр. Жизнь среди руин